Александр Иванович Петров

Александр Иванович Петров,  полковник, старший судовой механик.

Гвардейского Экипажа

Корпуса Инженер — Механиков Флота

Полковник Александр Иванович Петров 3-й.

( 8 сент. 1863-14 мая 1905 гг.)

  Петров Александр Иванович 1   Александр Иванович родился 8 сентября 1863 года в городе Кронштадте в семье потомственных моряков. Отец – Иван Афанасьевич Петров, как и дед – Афанасий Петров, служили в Морском ведомстве. Александр Иванович был младшим сыном в семье (у него был старший брат Иван и сестры-старшая Анна и младшие -Евгения и Елена), и он, как и его брат Иван, решил продолжить семейную традицию – службу во флоте. В 1878 г. он поступил в образованное в 1872 г. Техническое училище Морского ведомства. В 1882 г. он закончил училище и был произведён в прапорщики Корпуса инженер — механиков.
До 1884 г. Александр Иванович служил на фрегате “Адмирал Грейг” и башенной лодке “Чародейка”. В 1884 г. переведён на клипер “Крейсер” и по 1887 год находился в заграничном плавании.   В 1887 г. клипер вернулся в Кронштадт.

     В 1885 г. А.И.Петров произведён в подпоручики и в 1887 г. назначен Помощником старшего инженер – механика.

    С 1888 г. по 1892 г. Александр Иванович служил минным механиком и исполняющим должность Старшего судового механика на фрегате “Герцог Эдинбургский”.

    С 1892 г. по 1896 г. находился в заграничном плавании на крейсере “Разбойник”. В мае 1896 г. «Разбойник» прибыл в Кронштадт.

    В 1895 г. Александр Иванович Высочайшим приказом зачислен в Старшие инженер-механики и утвержден Старшим судовым механиком крейсера «Разбойник».

   В 1896 г. пожалован орденом Св. Анны 3-й степени и награжден медалью «В память царствования Императора Александра III».

    До 1898г. А.И.Петров оставался в Кронштадте.   B   1897 году он был утвержден «в комиссию для производства испытаний гардемарин Морского Кадетского корпуса и старших воспитанников Морского технического училища императора Николая I». Кроме того, его назначают преподавателем в школу машинистов на 1897-1898 гг. В 1897 г. он назначен членом комиссии по испытанию механизмов на эскадренном броненосце «Петропавловск», на котором во время Русско-Японской войны погиб адмирал С. О. Макаров. В 1898г Александр Иванович входит в Особый Комитет для собирания материалов по истории училища, которое он закончил в 1882году.

    Как следует из Полного послужного списка Старшего инженер-механика Александра Петрова 3-его, составленного 20 августа 1898года, за время службы, начиная с 1882года, Александр Иванович был в отпусках 2 раза: с 4 октября по 4 ноября 1882года и 6 декабря 1895г. по 4 января 1896года.

    28 сентября 1898 г. Александр Иванович опять уходит в заграничное плавание на крейсере «Разбойник».

   В сентябре 1899 г. Александра Ивановича переводят   Старшим судовым механиком на эскадренный броненосец «Наварин», на котором он находится в заграничном плавании до 1902г.

   В июне-октябре 1900 года принимал активное участие в подавлении боксерского восстания в Китае. В мае 1901 принял участие в крупных учениях эскадры возле побережья Квантунского полуострова.

   В конце апреля 1902г «Наварин» вернулся на Балтику и встал на ремонт в Кронштадте.

Петров Александр Иванович 2

Старший инженер-механик, старший судовой механик  ЭБР «Наварин» А.И.Петров в каюте «Наварина».

    В 1900 г. Александр Иванович награжден орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом, в 1901 г. – орденом Св. Станислава 2-й степени, медалью «За поход в Китай».

   После возвращения домой, в 1902 г. его назначают наблюдающим за постройкой механизмов новейшего эскадренного броненосца «Император Александр III», находящегося на Балтийском заводе.

   Александр Иванович являлся инициатором, входил в число Учредителей и был одним из первых членов Общества Морских Инженеров.

    В 1903 г. Александр Иванович переведен в Гвардейский экипаж Старшим судовым механиком эскадренного броненосца «Император Александр III».

    Александр Иванович участвовал во всех испытаниях корабля.

    Еще 12 сентября 1902 года адмирал Молас уведомил директора Балтийского завода о назначении А.И.Петрова 3-его наблюдающим за постройкой механизмов на броненосце «Император АлександрIII», « с отчислением от должности старшего судового механика броненосца « Наварин». Александр Иванович очень активно приступил к работе, т.к. уже 3 октября 1902 года вышел приказ директора Балтийского завода « … старшему инженер-механику А.И.Петрову 3-ему за участие в сборке механизмов и разработке чертежей назначается вознаграждение по 150 рублей в месяц с 1 октября сего года ». Александр Иванович контролирует и изготовление механизмов для броненосца, и их установку, входит в комиссии по осмотру и испытанию проводимых работ по отоплению броненосца ( в каждом отдельном отапливаемом помещении), даже проводит контроль времени закипания командных самоваров (« вскипали за 20 минут»). Работы на заводе заканчиваются 14 января 1904 года, когда директор завода получает следующее уведомление « старший инженер-механик А.И.Петров 3-ий прибудет на завод в 8 часов утра в четверг 22 января для того, что бы выбрать по его указанию с представителем склада завода необходимые по снабжению броненосца «Император Александр III» инструменты и другие вещи».

    В 1903 г. Александр Иванович переведен в Гвардейский экипаж Старшим судовым механиком эскадренного броненосца «Император Александр III».

   25 июля 1904 года Командующий Отдельным отрядом судов Балтийского флота назначает Старшего инженер-механика Петрова 3-его « в комиссию для приемного испытания главных судовых машин» броненосца «Князь Суворов». Однако участвовать в приемных испытаниях А.И.Петров не смог, так как броненосец «Александр III» уже уходил на «сторожевой пост» и без старшего судового механика выход в море не представлялся возможным.

    Во время похода эскадренный броненосец «Император Александр III» был одним из лучших кораблей эскадры. Он занимал первые места в соревновании по погрузке угля, на нем не умер ни один матрос, строго соблюдалась дисциплина даже во время стоянки на Мадагаскаре, было минимальное число ремонтных работ.

   В марте 1905 года Александр Иванович был произведён в полковники.

   13 мая эскадра подошла к Корейскому проливу и 14 мая в 13 часов 49 минут началось сражение.

    В момент гибели корабля, по словам очевидцев, когда броненосец уже перевернулся, один из его винтов еще работал. То есть служба Александра Ивановича до последних мгновений выполняла свой долг.

    В сборнике приказов и циркуляров о личном составе чинов Морского ведомства N 618 записано: «Его Императорское Величество в присутствии своем в Петергофе июня 20-го дня 1905-го года соизволил отдать следующий приказ: «… Исключаются из списков: убитые в бою с неприятелем… …Корпуса инженер-механиков флота полковник Петров, …».

 Петров Александр Иванович 3  Александр Иванович был женат на Елене Николаевне Бишевой (Бишоп). У него было четыре сына: Александр, Николай, Борис и Владимир.

    Владимир умирает в возрасте 12 лет, через 4 дня, после гибели отца.

    В 1941 году Елене Николаевне уже исполнилось 77 лет, и она отказывается ехать в эвакуацию и остается в Ленинграде. К сожалению, блокаду Елена Николаевна не пережила. Она умерла в марте 1942 года, похоронена на Пискаревском кладбище.

     Все три сына Александра Ивановича становятся морскими офицерами. Их судьбы складываются по-разному: старший, Александр, похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа, под Парижем; средний, Николай, — на Большеохтинском, в Петербурге; младший  Борис, — на Ваганьковском, в Москве.

Текст и фото предоставлены Петровым Владимиром Андреевичем (правнуком Гвардейского Экипажа Корпуса Инженер-Механиков Флота Полковника Александра Ивановича Петрова 3-го)

Санкт-Петербург 06.10.2018 года.

Добавить комментарий