Справочник

До 1918 года записи о людях и деревнях в различных документах производили:

— по принадлежности к приходу определенной церкви;

— по владению помещиком землей, деревнями и крестьянами;

— по административно – территориальной принадлежности: Псковская губерния, уезд Новоржевский,  второй стан, Жадрицкая волость (1820-е – 1918г.г.)

С 1920-х по 1995 год – в документах указывалось:  Дубровский сельсовет Новоржевского района (Ленинградской, Калининской, Псковской области).

Церковно – приходская принадлежность.

До 1731 года –приход церкви погоста Столбушино.
С 1731 года по 1918 год – приход церкви Святой Троицы села Дубровы.

Административная принадлежность с 1510 года – по настоящее время.

Термины и определения:

Погост — сельская община и её центр в Русском государстве 11 — 18 веков. Постепенно погостами стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в погостах строились церкви, близ которых находились кладбища. Погосты обычно получали двойное название — по селению и церкви. Дольше всего погосты сохранялись в северных уездах Европейской части Русского государства, где было много «черных» (государственных) и «дворцовых» земель. Разделение на погосты было официально прекращено в 1775 году. Погост (совр.) — кладбище, чаще всего сельское.

Приход – церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан.

Уезд — низшая административная, судебная и фискальная единица в Российской империи с 1775 г., а также в первые годы после революции. Административным центром уезда являлся уездный город. Большинство уездов делилось на волости.

Стан — административно-территориальная единица, часть уезда. В XIX — начале XX вв. административно-полицейская единица в составе уезда, включала несколько волостей, управлялась становым приставом. Обычно в уезде было по 2—3 стана.

Волость — низшая административная единица крестьянского самоуправления, образуемая из смежных сельских обществ с численностью населения от 300 до 2000 ревизских душ мужского пола. Наибольшее расстояние отдалённых селений волости от центра управления в среднем не должно было превышать 12 вёрст. При первоначальном образовании волостей за основу было принято разделение на приходы.

Сельское общество («сельская община», «крестьянская община») — единица хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Сельские общества как официально признанные и регулируемые законами сообщества появились в ходе освобождения крестьян от крепостной зависимости (1861 год) и составлялись из крестьян одного владельца, проживающих в одном селении или в нескольких соседних селениях. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост.

Временнообязанные крестьяне — категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861, но не переведённых на выкуп. Срок временнообязанных отношений установлен не был. За пользование землёй временнообязанные крестьяне несли феодальные повинности (оброк или барщину). Помещик являлся «попечителем» сельского общества временнообязанных крестьян, получал в нём права вотчинной полиции, мог требовать смены сельского старосты и других лиц сельской администрации. 28 декабря 1881 был издан закон об обязательном выкупе наделов временнообязанными крестьянами с 1 января 1883.

Становой пристав — полицейская должность, учрежденная Положением о земской полиции 1837 г., взамен заседателей по Учреждению 1775 г. Каждый уезд был разделен на станы, отданные в ведение становых приставов. Последние назначались, переводились и увольнялись губернским начальством; дворянству предоставлено было лишь право избирать на эти должности кандидатов и представлять их список губернатору. Земский суд передавал становым приставам приказания и требования и наблюдал за исполнением их, без права принимать против становых приставов принудительные меры; исправник относился к ним не лично, а через земский суд. На становом приставе лежали все дела исполнительные, следственные, судебно-полицейские и хозяйственно-распорядительные. Вследствие такого обширного круга обязанностей станового пристава, не была достигнута главная цель учреждения станов — сближение населения с правительством и доставление жителям больших средств к удовлетворению их просьб. Становой пристав постоянно находился в разъездах, обремененный делами, и единственной заботой его было отписаться от высшего начальства.

Ревизская душа — при переписях в целях уточнения при налогообложении в Российской империи так называлась единица ревизского учёта мужского населения. Учитывалась с 1718 по 1887 год. Сам термин «ревизская душа» появился при замене подворного обложения — подушной податью. Во время проведения ревизии составлялись ревизские сказки на лиц, учитываемых ревизией и получивших название «ревизские души». Каждая «ревизская душа» считалась в наличии даже после смерти вплоть до следующей переписи.

Придел — дополнительный храм со своим престолом и иконостасом, примыкающий к основному церковному зданию либо включенный в его объем.

Теплая церковь — отапливаемый храм, в котором можно совершать богослужения в зимнее время года.

Книга обысков / Брачный обыск — письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления отсутствия родства у вступающих в брак. Был введен в1765 г. Его форма, восходящая к венечным памяткам (венечная память, или знамя — так в Древней Руси назывался указ или разрешение на венчание брака, дававшийся на имя священника, совершавшего обряд) Древней Руси, определилась к1837 г. В конце XIX — начале XX вв. у брачных обысков появилось второе название — предбрачные свидетельства. Эти документы включали следующие сведения о вступающих в брак лицах: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие, чин, семейное положение. Брачные обыски заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий. Кроме брачных обысков или предбрачных свидетельств, при вступлении в брак были необходимы и другие документы. Эти документы, как правило, собирались в делах приходских церквей под названием «брачные документы». Однако в практике небольших приходских церквей нередко можно встретить брачные документы в обыскных книгах. В больших городских приходах брачные обыскные книги и книги брачных документов велись отдельно.

Добавить комментарий